Wednesday January 17, 2018
PDF
Печать
E-mail
26
С

В предыдущих номерах мы познакомили читателей с каждым из компонентов автомобильной музыкальной системы. Теперь пришло время рассказать об их совместной деятельности в "боевых" условиях.

В предыдущих номерах мы познакомили читателей с каждым из компонентов автомобильной музыкальной системы. Теперь пришло время рассказать об их совместной деятельности в "боевых" условиях. Начнем, как полагается, с азов, то есть с самой бюджетной установки.

Утверждение о том, что невозможно получить хороший звук в автомобиле без серьезных денежных вложений, одновременно и верно и нет. Во-первых, потому что хороший звук понятие субъективное: один водитель хочет, чтобы басы "бухали" как в концертном зале, второму подавай оттенки голоса оперных певцов, третьему – нюансы качества звучания вообще до лампочки, лишь бы звук из динамиков шел без треска. Во-вторых, понятие высокой стоимости компонентов тоже весьма относительно: кому-то и ста долларов за всю систему жалко, а другой установит "музыки" на несколько тысяч и говорит, что денег, мол, на нормальный звук сейчас нет, поезжу пока так, по-простому.

Профессионалы предпочитают говорить не о хорошем звуке, а о качественной автомобильной аудиосистеме, которая способна воспроизводить музыку с наименьшим количеством искажений. Стоимость системы класса hi-end, состоящей из доброго десятка высокотехнологичных и дорогостоящих устройств, действительно, может достигать заоблачных цифр, однако многим автолюбителям хватает комплекта из проигрывателя и пары динамиков, приобретение которых не слишком бьет по карману. Тем более что при грамотной инсталляции для неплохого качества звука и этого вполне достаточно.

68_stereo_scene_3s.jpg
68_stereo_scene_1s.jpg
68_stereo_scene_2s.jpg

Голова – всему голова
Один из основных принципов построения недорогой системы гласит: львиную долю стоимости "съедает" головное устройство. Логично и, в целом, правильно: если динамики питает встроенный усилитель "головы", качество звучания всегда определяет магнитола или ресивер – в общем, проигрыватель. Отечественный рынок предлагает широкий выбор самых разных аппаратов: магнитола, CD- или MD-ресивер, MP3-проигрыватель. Нижняя планка стоимости "голов" находится на уровне 70 долларов. За эти деньги удастся приобрести, например, магнитолу "Shivaki", которая, кстати, производится в г. Александрове Владимирской области, или активно продвигаемый на рынке проигрыватель "Ural". Опций у таких устройств немного, но с воспроизведением звука они справляются вполне успешно, и встроенные в них приемники особых нареканий не вызовут. Понятно, что дисплеи у них будут поменьше и попроще, чем у дорогих "голов", пластмассовое литье корпуса шикарным не назовешь, а про их эргономику лучше и вовсе не упоминать. Зато уже за сотню с небольшим можно стать обладателем весьма приличной магнитолы или неплохого CD-ресивера из разряда "Designed in Germany" или "Made in Korea". Эти приборы будут не понаслышке знать, что такое система Dolby, RDS и прочие прелести научно-технического прогресса, они способны читать CD-RW, умеют достойно обращаться с дисками (функции поиска, повтора фрагмента, сканирования диска и т.п.) и даже имеют возможность подключения СD-чейнджера. Длинный список известных имен, "окучивающих" эту ценовую нишу, возглавляют Sony, Pioneer и JVC. Но потолком стоимости бюджетных "голов" можно считать сумму в 150-180 долларов, которую просят за аппараты от серьезных брэндов. Эти устройства обладают полным списком возможных опций и вдобавок презентабельно выглядят. Признанный мастер делать хорошо и недорого – Clarion, на втором месте – Panasonic, создавший несколько аппаратов, которые при очень скромной цене представляют собой достойные CD-ресиверы, оснащенные возможностью работать с МР3-файлами. Впрочем, в первую очередь дорогие проигрыватели хороши не внешним видом или умным поведением, а высоким качеством отдаваемого сигнала и наличием линейных выходов для подключения усилителя. И хотя у большинства магнитол и ресиверов бюджетной группы линейные выходы навсегда останутся неиспользованными, их присутствие – это потенциальная возможность разыграть партию динамиков в наиболее выгодном ключе, не слишком выходя за рамки бюджета.

68_stereo_scene_6s.jpg
68_stereo_scene_4s.jpg
68_stereo_scene_5s.jpg

Партия динамиков
А вот здесь начинается самое интересное. Проигрыватель куплен (или выбран, что в нашем случае одно и то же), основная сумма потрачена, теперь необходимо правильно распорядиться остатком и подобрать подходящую акустику. В данном случае качество звука во многом будет зависеть от количества динамиков.

Основной источник звука в автомобиле – фронтальные акустические системы (АС), то есть динамики, которые устанавливаются в передней части салона. В самом экономичном варианте это будет пара коаксиальных АС, расположенных в дверях, откуда они будут "играть" одновременно низкие, средние и высокие частоты. Правда, такую пищу для ушей изысканной никак не назовешь, зато цена вопроса не смутит даже чемпиона по бережливости. Если же необходимо качество звука выше "прожиточного минимума", то не обойтись без компонентных АС, где за каждую частоту будет отвечать отдельный динамик: низко/среднечастотники, скорее всего, останутся в дверях, а высокочастотные магнитные головки переедут в район торпедо.

Тыловая акустика, с одной стороны, может создать иллюзию стереозвука, а с другой – значительно повысить уровень максимальной громкости. Так как в любом головном устройстве встроенный усилитель оборудован четырьмя каналами, то недорогую аудиосистему можно построить из разнесенных фронтальных динамиков и тыловой коаксиальной акустики. Названные в народе "блинами", тыловые АС размером 6х9 дюймов монтируются в заднюю полку и в симбиозе с правильным фронтом создают весьма неплохое качество звука. Часто встречается упрощенный вариант сабвуферной схемы, которую одни считают более продвинутой, а другие ругают за снижение качества звука в угоду громкости. Состоит она из фронтальных коаксиалов и моноблока (одноканального сабвуфера), присоединенного мостом, то есть с использованием двух выходов магнитолы для подключения одной магнитной головки. Приверженцы этого варианта утверждают, что он наиболее оправдан, так как в этом случае с усилителя головного устройства снимается часть нагрузки, поскольку сабвуфер работает на собственном встроенном усилителе.

С точки зрения профессиональных инсталляторов, и компонентные, и коаксиальные динамики имеют право на существование в бюджетной системе. Сильная сторона компонентных динамиков состоит в том, что их излучатели можно установить раздельно и более аккуратно, что позволит лучше настроить звуковую сцену. Преимущество коаксиалов – в экономии времени и энергозатрат: весь диапазон частот они "вещают" с одного места, поэтому времени на их установку требуется минимум. При прочих идеальных условиях звуковая картина, создаваемая коаксиальными динамиками, может быть предпочтительнее. К тому же для ряда автомобилей зарубежного происхождения монтаж коаксиальных АС в штатные места может стать разумным и вполне оправданным компромиссом.

Последнее, о чем следует упомянуть в разговоре об акустических системах: чувствительность динамиков, участвующих в бюджетной схеме, должна быть не менее 90 дБ. Чем больше чувствительность АС, тем громче они играют. А при отсутствии внешнего усилителя собственная громкость магнитной головки играет далеко не последнюю роль.

Сопутствующие условия
Для установки любой, тем более недорогой, музыкальной системы автомобилю необходима полная шумоизоляция. Иначе большую часть своей мощности система будет тратить на попытки "перекричать" шум в салоне, а значит, диапазон качественного звучания, который в бюджетном варианте и без того не очень-то велик, значительно сократится, если не пропадет совсем. Кроме того, необходимо правильно подключить головное устройство к питанию, не переусердствовав в экономии. Лучше всего подсоединить проигрыватель непосредственно к аккумулятору. У штатной проводки автомобиля небольшое сечение, проходит она через монтажные блоки, где обычно стоят предохранители довольно сомнительного качества. Такая картина типична для автомобилей отечественного производства, но нередко низкопробная электрика встречается и на иномарках. В этой цепочке появление лишнего контакта (а, следовательно, и дополнительного напряжения) приведет к потере мощности, потолок которой предопределен законами физики, и любая потеря, связанная с проводкой, этот потолок снижает. Но неприятностей можно легко (хотя и не бесплатно) избежать, проложив провод большого сечения к аккумулятору и поставив специальный предохранитель.

Прежде чем ставить в машину бюджетную аудиосистему, необходимо решить, стартовая она или окончательная. Если вполне приемлемое качество музыки, полученное по упрощенному варианту, это все, что вам нужно, то можно подобрать компоненты, исходя из их стоимости и надежности, и без мысли о необходимости впредь что-либо менять или улучшать наслаждаться достигнутым. Однако нередки случаи, когда хозяин машины со временем планирует усовершенствовать музыкальную начинку автомобиля. Тогда он покупает дорогое головное устройство и постепенно – "по кирпичику" – пристраивает к нему более мощные динамики, кроссоверы, усилитель... Впрочем, такой "апгрейд" очень скоро выводит музыкальную систему за пределы бюджетной, и она прямиком попадает в ту категорию, которой будет посвящена наша следующая статья.

 

" title="шаблоны joomla 1.7">шаблоны joomla 1.7

S5 Box

Login



Register

*
*
*
*
*

Fields marked with an asterisk (*) are required.