







Народный артист России, Сергей Петрович Никоненко родился 16 апреля 1941 года в семье рабочих. Тяга к прекрасному появилась у него в 13 лет. Сергей увлекся театром и начал заниматься в театральной студии при Дворце пионеров.
В 1959 году после школы он поступает на актерский факультет ВГИКа, где Никоненко учится вместе с будущими звездами советского кинематографа – Галиной Польских, Евгением Жариковым, Ларисой Лужиной и т.д.
На счету Сергея Петровича более 120 ролей в кино, в том числе в фильмах: «Люди и звери», «Война и мир», «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), «Расколотое небо», «Волны Черного моря», «Цыганское счастье», «Шестой», «Инспектор ГАИ», «Китайский сервиз», «Классик», «Каменская». За главную роль в драматическом фильме «Завтра была война» Никоненко был удостоен Золотой медали им. Довженко.
В 1968 году он вернулся во ВГИК, но уже на режиссерский факультет. Сегодня в режиссуре на его счету более десятка картин: «Птицы над городом», «Трын-трава», «Целуются зори» и другие.
Eще Сергей Петрович увлекается живописью. В его домашней библиотеке целое собрание книг по изобразительному искусству.
Но речь пойдет не о кинематографе и живописи, а об автомобилях.
Autonet.ru: Как вы впервые сели за руль?
Сергей Никоненко: Cначала я катался на мотоцикле, потом даже на тракторе ездил. А первый автомобиль приобрел себе в 73-м году.
Autonet.ru: Какой марки была эта машина?
Сергей Никоненко: Это был поддержанный москвич. После него я купил автомобиль, с которым расставался со слезами на глазах – «копейку» еще той, «фиатовской» сборки. Это был 75-й год. На ней я проездил 11 лет. Когда я ее продавал и видел в последний раз, ей богу, у меня слезы на глаза навернулись. Мы ездили на этой машине всей семьей, тогда еще у меня был маленький ребенок. Мы объехали всю Прибалтику, Крым и Кавказ.
Autonet.ru: Какая была следующая машина?
Сергей Никоненко: Потом была «пятерка», еще у меня Volkswagen поддержанный был в 90-е годы. Самая отвратительная машина, на которой я ездил – Ford Sierra. Я чуть ли не плясал от счастья, что все-таки с ней расстался.
Autonet.ru: Чем она вам так не нравилась?
Сергей Никоненко: Это самая капризная машина. Только дождь накрапывать начинал, она уже не заводилась. Я не знаю, что это за автомобиль, это урод какой-то американский. У меня с тех пор ко всему американскому просто напросто идиосинкразия, кроме, может быть, джазовой музыки.
Autonet.ru: Какая машина была после форда?
Сергей Никоненко: Я пересел на ниву, и мне стало гораздо легче. Позже жена начала уговаривать меня купить хорошую машину, потому что она видела все мои мучения. С «пятеркой» часто стоял: ждал пока «крокодилами» кто-нибудь даст прикурить или дернет на веревке, жена всему свидетель. В мороз ночью выходил прогревать машину, все это она помнит. Потом жена настояла, и я купил Honda CR-V. Это произошло как раз в день дефолта 19 августа 1998 года. Я запомнил этот день: все рушилось, а я отдал деньги и сел на машину, которая вдруг поехала сама. Я впервые сел на «автомат» и кричал, что она едет сама. С тех пор я стал поклонником японок.
Autonet.ru: Потом на чем ездили?
Сергей Никоненко: Тоже на хонде, только уже на другой. А два года назад я пересел на Suzuki Grand Vitara.
Autonet.ru: Какие у вас впечатления от этого автомобиля?
Сергей Никоненко: Мне нравится, надежная машина, хорошо разгоняется, тормозит, держит дорогу. Я не лихач, особенно на поворотах, но мне очень нравится круиз-контроль в дальних поездках: отдыхают ноги, спокойно сидишь, предвидишь ситуацию.
Autonet.ru: Вы давно за рулем. Какие-то смешные случаи с вами происходили?
Сергей Никоненко: Это было на хонде. Так получилось, что я ночью снимался, а на другой день у меня был спектакль. Я должен был приехать поездом, но решил, что успею утренним самолетом. А он не полетел, потому что был туман. Получается, что срывается спектакль. И я погнал на хонде, добрался до Минска. Покойный Александр Гаврилович Абдулов сказал: «Гори б огнем этот спектакль, ни за что бы так не поехал». Правда, ехал я на пределе возможностей этой машины. Догонял время, потому что я за шесть часов преодолел 700 км. Понимаете, какая у меня была скорость? Особенно от Смоленска до Минска – я проехал 300 километров за два часа. Это 190-200 км/ч, только на этой скорости можно так быстро доехать. Но в тот день, Лукашенко «отменил» что ли весь автомобильный транспорт, там разделительная очень широкая, так что встретиться было невозможно ни с кем. Я выжал педаль газа в пол, смотрел вдаль и прицеливался, думая вот сюда, в эту точку. Я был очень сосредоточен. Когда приехал в Минск, понял, что у меня еще час в запасе остался. Можно отдохнуть. Лучше бы я потише ехал. Никому не рекомендую так ездить, конечно же. Ездить надо с удовольствием – 110-120 км. Ты чувствуешь себя в безопасности, все видишь.
Autonet.ru: Какие у вас отношения с гаишниками?
Сергей Никоненко: Хорошие. Я слишком много для них сделал. Вспомните мои роли инспектора ГАИ. Был такой фильм «Инспектор ГАИ». Еще одна роль в фильме «Тема» в 1979 году, а «Инспектор ГАИ» был в 82-м. Я не только у Михалкова проколол права, но и у Михаила Александровича Ульянова успел. Если про смешные ситуации говорить, то, как водитель, я не помню таких.
Сильно я не нарушаю. Иногда, конечно, превышаю скорость, и меня тормозят. Когда к тебе идет инспектор – это не самая веселая ситуация.
Вот помню случай на съемках фильма «Тема». Я в такой хорошей, кантовой гаишной форме был. И мне сказали: «погуляй еще полчасика». Был февраль месяц, шел мягкий снежок большими хлопьями, Суздаль, старинный русский город, после обеда (в погребке хорошо пообедали, выпили стаканчик медовухи). Я в таком блаженном духе выхожу на улицу к Кремлю мимо этого погребка. Смотрю, заворачивает «членовоз» – широкая черная машина с большими желтыми фарами. А я в этой форме еще и с жезлом в руке, в фуражке, в перчатках. Там дальше «кирпич». Я встаю в позу фараона, ноги на ширине плеч, отчетливо показываю прижаться к обочине. Он остановился, я к нему подошел и спрашиваю: «Видели знак на дороге»? Я даже запомнил, с каким он номером – 312. Они говорят: «Видели». Я говорю: «Значит, вы умышленно нарушили, предъявите ваши документы». Он на меня смотрит, как будто я сбежал из желтого дома, и спрашивает: «Командир, ты знаешь, кого я везу»? Я спрашиваю: «Кого»? Это моя работа – спросить. Я беру у него документы, уже смотрю фамилию, имя, отчество. Он в пиджаке, при галстуке и говорит мне: «Да тебя с работы уволят, да тебя разжалуют». Чего он мне только не городил. Когда он разговаривал со мной, окошко еще было открыто. И я ему говорю: «Да у нас козлы под эти знаки не ходят, тут историческое место, Кремль». Он побелел. Хлопнула дверь, вышла женщина в шубке из черного каракуля, в оренбургском белом платочке, в очень хороших сапожках, подошла ко мне и говорит: «Артист Никоненко, хорошо у вас получается». Я отдал документы шоферу. Это был не человек, а каменное изваяние, он смотрел на меня и ничего не понимал. Получается, что я хорошо эту роль отрепетировал, размялся, и можно идти дальше.
Редакция портала AutoNet.ru благодарит компанию «СИМ Авто» за помощь в подготовке материалов.