«Лада-Гранта» – типичный для своего класса массовый автомобиль, к тому же новинка. Ну а «Ситроен-С5» с гидроактивными подвесками последнего поколения (Hydroactive III+) был выбран как ее полный антипод.
СИЛА БЕЗ ТЯЖЕСТИ
Перед замерами продольной динамики придется добавить к снаряженной массе автомобилей примерно два центнера: это два человека (водитель и приборист) и измерительная аппаратура. Данную массу считаем базовой.Очевидный минус «Гранты» – отсутствие антиблокировочной системы. А еще тяжелая и инертная педаль тормоза и перегрев механизмов уже на третьем торможении со 100 км/ч свели на нет изначально положительные эмоции. С трудом получили 47 м минимального тормозного пути. Большинство автомобилей обычно укладывается в 40–42 м.
Жаль, ведь в прочих дисциплинах «Лада-Гранта» весьма неплоха. Гибкий и легкий на подъем двигатель, упругие, энергоемкие подвески, надежная управляемость. Руль, правда, немного прикусывает около «нуля» (особенность электроусилителя), да и обратная связь так себе. Но в целом бюджетная машина оказалась заметно интереснее, чем ожидали вначале. Результат (см. табл.) очень неплох даже на фоне иномарок. Другое дело, что на переставке повседневная легкость общения с «Грантой» быстро исчезает. С ростом скорости растут и крены, реакции становятся тяжеловесными. Но предельная скорость выполнения маневра высока. И поведение вполне стабильное, без сюрпризов.
У «Ситроена-С5» его активные подвески постоянно ищут некий оптимальный уровень кузова над землей и никак не могут найти. От укачивания здесь спасает только режим «Спорт»: как ни странно, именно он позволяет наконец почувствовать весь комфорт умного шасси.
Автомобиль с почти двумя тоннами «зачетной» массы без труда укладывается в условную норму минимального тормозного пути (40 м). Причем делает это с первых трех-четырех попыток. «Гранте», которая легче почти вдвое, для «зачетных» 47 м понадобилось 12 торможений и ювелирная работа сидящего за рулем.
Что же касается управляемости, немного повозиться пришлось и с «Ситроеном». При резких маневрах неотключаемая система стабилизации (ESP) вступает в действие очень рано, сбивая водителя с толку и самостоятельно корректируя траекторию. Но когда к особенностям этой системы наконец привыкаешь, то общий язык с машиной находишь быстро. На переставке С5 показывает достойный результат, оказываясь к тому же на редкость послушным и цельным в управлении.
ПОД ЗАВЯЗКУ
Загружаем автомобили до разрешенной полной массы. С появлением забулькавших водой манекенов на задних сиденьях и дополнительного балласта у нас в ногах поведение машин явно изменилось. «Лада-Гранта» тут же задрала нос, разом потеряв былую легкость. «Ситроен», напротив, даже улучшил и без того отличную плавность хода. При этом дорожный просвет остался на прежнем уровне. Вот оно, торжество науки и «Гидроактива»!Посмотрите в таблицы (открываются в полный размер по клику мышки):
Но самое главное впереди: как они тормозят и управляются?
С тормозами груженой «Лады-Гранта» беда! Выросший на 4,5 м тормозной путь – серьезный недостаток. И это результат нескольких лучших попыток у нас, испытателей. А у обычного водителя все может оказаться куда хуже. У С5 «Гидроактив» грамотно перераспределяет нагрузку по колесам и осям. Лишь десятки миллиметров проигрыша самому себе, и это с полной нагрузкой! Впечатляет!
На переставке подвески груженого «Ситроена» заработали еще лучше, чем у полупустой машины. Особенно задняя, теперь активно помогающая водителю. Как следствие, мягче стала вмешиваться система стабилизации. И С5, что называется, поехал. С кренами, с визгом шин, но так цепко, будто и не получал довеска. Браво, «Гидроактив»!
С «Ладой-Гранта» чуда не произошло. Легким и менее четким стал руль – своеобразный индикатор разгруженности передней оси. Задумчивее сделались реакции. На переставке мешают запаздывания, связанные с кренами и с тем, что задняя ось перестала помогать водителю. У «Гранты» ощутимо усилилась недостаточная поворачиваемость: при резком повороте руля машина гораздо дольше «думает». Результат – проигрыш самой себе примерно 4 км/ч и заметно увеличившаяся нагрузка на водителя: баранку теперь приходится крутить о-го-го с какой быстротой и размахом! А это не только снижение предельной скорости, но и ошибки, приводящие к потере контроля. Помимо антиблокировочной системы «Гранте» не помешала бы… нет, не активная подвеска, а простенькая система стабилизации.
ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Итак, чем тяжелее автомобиль, тем сложнее его поведение, особенно в критических ситуациях. «Ситроен» с его умным «Гидроактивом» скорее исключение, чем правило. Самое коварное в том, что перегруженная машина, как правило, способна ехать быстро, а вот управляться и тормозить будет так себе.Зато владельцы «ситроенов» с гидропневматикой могут радоваться. Потрясающе стабильная езда с нагрузкой и без – компенсация за нередкие случаи преждевременного отказа «Гидроактива» на наших дорогах. Видимо, идеальное решение находится где-то посередине. Не зря же в подвески современных легковых автомобилей все чаще встраивают пневмоэлементы…
И еще: езда с полной нагрузкой, особенно длительная, требует увеличить давление в шинах обеих осей. Если в авто есть соответствующая табличка, то согласно ей, если нет – прибавить 0,2–0,4 бар к базовому.