Печать
10
О
Пришлось от колес до крыши испачкать в грязи новенький «Вольво-ХС60», чтобы проверить, исправно ли после этого работают электронные системы, получающие информацию от камер и радаров. Тщательно отмывая кузов после теста, впечатлениями поделился Максим Сачков. Фото Александра Кульнева.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

City Safety – новинка, дебютировавшая на ХС60. Помогает, двигаясь в городском потоке, минимизировать последствия аварии или вовсе избежать столкновения. Система работает на скоростях от 0 до 30 км/ч – по статистике, именно в этом диапазоне происходит около 70% происшествий. При помощи лазерного датчика и цифровой камеры, расположенных около внутрисалонного зеркала, City Safety отслеживает расстояние до движущегося (или стоящего) впереди автомобиля. Когда дистанция сокращается до критической, а водитель не предпринимает никаких действий, электронный помощник применяет экстренное торможение.


Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Для испытаний выбрали один из самых безопасных сегодня автомобилей – «Вольво-ХС60» – с богатым арсеналом электронных устройств, призванных повышать безопасность и комфорт. Это системы разной сложности – от довольно примитивных парковочных радаров, известных даже владельцам недорогих моделей, до оригинальных и высокоинтеллектуальных устройств, готовых подстраховать водителя в сложных ситуациях. Проверим, как они работают в наших суровых условиях.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

BLIS (Blind Spot Information System) страхует водителя при смене полосы от столкновения с автомобилями, движущимися в попутном направлении. Камеры в наружных зеркалах сканируют пространство позади машины. Если в соседнем ряду справа или слева появляется автомобиль, возле соответствующего зеркала загорается лампочка, сигнализируя об опасности.


ЧИСТОТА – ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ
Эксперименты на сверкающем намытыми боками автомобиле начались еще по дороге на полигон. Нужные кнопки нажаты, в меню проставлены галочки – все системы активированы. Задал круиз-контролю разрешенные 90 км/ч, пристроился за грузовиком и убрал ноги с педалей. «Вольво» послушно плелся за тихоходом, исправно разгоняясь и притормаживая, пока между нами не вклинился лихач, играющий на дороге в пятнашки. Просчитав ситуацию, я даже не дернулся. Но автопилот, обнаружив новый объект в опасной близости, сначала ощутимо затормозил, а когда тот покинул ряд, лишь после некоторого раздумья прибавил газ. Да, это вам не Европа с ее вежливым и хорошо прогнозируемым движением – автоматика не может учесть многих факторов, связанных с нашей организацией и культурой поведения. Поэтому в России, особенно в крупных городах, лучше полагаться на себя, нежели на электронных помощников. Как подтверждение: не сработала система, следящая за уходом автомобиля из полосы, – уж больно блеклая у нас по весне разметка. Зато, как иллюминация, то справа, то слева мигают лампочки, предупреждающие об автомобилях в соседних рядах – особо раздражительные быстро отключат эту функцию, спокойные просто перестанут обращать внимание на подсказки.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

ACC (Adaptive Cruise Control) – адаптивный круиз-контроль. Поддерживает не только скорость, но и расстояние до едущего впереди автомобиля. Дистанцию определяет радар, установленный в решетке радиатора, а система управляет двигателем и рабочими тормозами. Водитель должен лишь задать скорость от 30 до 200 км/ч и расстояние до объекта с помощью подрулевого переключателя.


Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

LDW (Lane Departure Warning) предупреждает водителя, если автомобиль уходит за пределы полосы. Система при помощи камеры непрерывно отслеживает расположение машины на дороге и подает тревожный сигнал, если «Вольво» покидает ряд. Естественно, при условии, что сидящий за рулем не включил указатель поворота. LDW работает на скорости выше 65 км/ч.


Уже на дорогах полигона проверили парковочные системы. Изумительно: благодаря широкому кругозору камеры заднего вида можно контролировать расстояние до препятствия с точностью до сантиметров – в поле зрение попадает кромка заднего бампера, по которой очень просто ориентироваться. Даже парковочные радары не нужны, хотя они, кстати, работают безукоризненно.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Камера заднего вида помогает контролировать ситуацию при движении назад. Картинка появляется на мониторе, расположенном на центральной консоли, при включении задней передачи. На экран выводятся также линии-подсказки, информирующие о расстоянии до препятствия.


Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

На закуску осталось самое интересное и одновременно страшноватое испытание – проверить систему предотвращения столкновений City Safety. Корма дорогого немецкого вседорожника все приближается. Еще мгновение... Икнула ABS, автомобиль кивнул и остановился в полуметре от препятствия. Автоматика сработала в последний момент, но я успел прикинуть стоимость ремонта. Впрочем, совсем не накладно, ведь передо мной… муляж из пенопласта.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА
Через несколько часов трудно было узнать в этой грязной куче «Вольво-XC60». Посмотрим, как теперь электроника запоет.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Первой подала голос система парковки. Работает! Правда, через раз – иногда пропускает объекты, а порой видит то, чего нет в радиусе нескольких десятков метров. Камера заднего вида не помощник. Ее круглый глаз навыкате слепнет от грязи уже после нескольких километров по грязным или заснеженным дорогам. Видимо, разработчикам стоит подумать, как лучше защитить всевидящее око. Один из вариантов предлагает «Фольксваген»: на новом «Гольфе», например, камера прикрыта эмблемой, которая открывается лишь при включении задней передачи.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Почти столь же быстро выходят из строя цифровые камеры в боковых зеркалах, а вместе с ними и система BLIS. По крайней мере, автомобиль предупреждает, что на нее не стоит рассчитывать – на щиток приборов приходит соответствующее сообщение. По такому же сценарию разворачивается ситуация и с адаптивным круиз-контролем: радар блокирован – и автопилот перестает работать. Естественно, одновременно с ACC умирает и система Distance Alert, которая получает информацию от того же радара и предупреждает водителя миганием светодиодов и звуковым сигналом о приближении к едущему впереди автомобилю.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Зато система LDW продолжила исправно нести вахту. Камеру, распознающую разметку, разработчики предусмотрительно расположили за ветровым стеклом в зоне работы стеклоочистителей. Хотя производитель предупреждает: при сильном дожде, снегопаде или тумане сбои в работе все же не исключены. И несмотря на то, что датчики системы City Safety расположены там же, под ветровым стеклом, с замиранием сердца приступил к последнему испытанию. Пенопластовый БМВ уже на позиции, короткий разгон с курсом прямо на него... и электроника предотвратила аварию.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ!
При езде по грязной дороге стоит быть столь же внимательным, как и при вождении в сильный дождь, туман и гололед. Забрызганные стекла и зеркала затрудняют обзор не только сидящим за рулем, но и электронным помощникам, которым мы порой доверяем самое дорогое – свою жизнь. Поэтому совет водителям: с осторожностью относитесь к подсказкам таких систем, особенно в сложных погодных условиях. Надеюсь, меня услышат и производители (не только «Вольво», но и остальные, у кого уже реализованы такие системы) – лучше защищайте глаза и уши электронных помощников, по крайней мере, на  автомобилях, поставляемых в Россию. Ведь адаптируют же для разных рынков подвески и двигатели. Может, стоит предусмотреть дополнительную защиту датчиков и радаров? Тогда можно будет не бояться ударить лицом в грязь (во всех смыслах). А затраты окупятся, не сомневайтесь.
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

ЕЗДИТЬ ИЛИ ИГРАТЬ?
Максим Сачков: «Современный автомобиль увешан мудреными системами и устройствами, словно новогодняя елка гирляндами и игрушками. Конструкторская мысль не стоит на месте, от поколения к поколению наворотов прибавляется. А маркетологи настойчиво убеждают, что эти вещи жизненно необходимы. На самом же деле многие ноу-хау не столько верные помощники в борьбе за безопасность и комфорт, сколько дорогие игрушки, заметно увеличивающие цену автомобиля. Например, адаптивный круиз-контроль. Забавно его опробовать, похвастаться этой диковинкой перед знакомыми... и никогда больше не пользоваться, потому что в нашем потоке он неудобен. А обойдется такое «шоу» в несколько десятков тысяч рублей. Хотя гурманов, готовых выкладывать за чудеса техники круглые суммы, хватает. Ну, пусть наслаждаются. Только других покупателей надо бы избавить от переплаты за ненужные функции. Пускай эти «игрушки» остаются в числе опций. Не стоит забывать, что автомобиль должен в первую очередь хорошо ездить, а уж потом служить средством общения и развлечения».
Спецтест: Поднимите мне веки. "За Рулем" www.zr.ru

Благодарим «Обухов Автоцентр» за предоставленный на тест автомобиль.