Wednesday April 24, 2024
PDF
Печать
E-mail
18
С
Должникам не скрыться
Тем, кто посчитает это обузой для ГАИ, не ее делом, можно посочувствовать: не ощутили они масштабов угрозы на наших дорогах. Неотвратимость наказания за нарушения правил не случайно относят к числу главных гарантов безопасности движения. Нарушил, создал затор, стал причиной ДТП – отвечай по всей строгости, в том числе рублем, а то и имуществом. Неизбежность расплаты – цель таких рейдов. В Московской области водители о них уже наслышаны и, надо думать, делают выводы.
...Пост ДПС в Красногорске. Раннее утро, а здесь кипит жизнь: милиционеры, судебные приставы и налоговики готовятся ловить должников. Рядом с будкой ГАИ уже соорудили мобильное рабочее место – стол и пара ноутбуков. Судебные приставы настраивают компьютеры, проверяют, как функционирует база данных по неплательщикам. Все на законных основаниях! Взаимодействие судебных приставов и сотрудников ГИБДД определено межведомственным соглашением, к тому же закон позволяет судебным приставам исполнять свои обязанности не только по месту жительства должника, но и по месту нахождения его имущества, а значит, и на дороге.
Интересуюсь: в чем смысл подобных рейдов? Почему нельзя взыскать штраф обычным путем – вызвать должников, найти их деньги и имущество, в конце концов, наложить запрет на выезд за границу?
– Все не так просто, – поясняет судебный пристав. – Затраты на одно исполнительное производство – примерно 400 рублей, а сумма большинства административных штрафов, про которые "забывают" водители, – в пределах 300 рублей. Выходит, чтобы исполнить постановление, приходится потратить больше, чем поступит в бюджет.
– Но как инспектор ДПС сможет вычислить должника за рулем? У вас что, общие базы? – не отстаю я от пристава.
– Нет, пока работаем по своей. Насколько мне известно, переговоры об обмене данными идут, вроде разрабатывают единую программу, которая будет установлена на компьютеры патрульных автомобилей и мобильных станций системы "Поток". Инспектор тогда сразу сможет распознать должников среди водителей.
Однако это в планах, а сегодня вся надежда на того, кто несет службу с полосатым жезлом в руке. Инспектор ГАИ взмахивает им и останавливает первый автомобиль с подмосковным номером. Проверяет документы, а в это время приставы уже приступили к работе: по своему компьютеру пробивают владельца. И сразу – попадание!
– За вами числится неоплаченный штраф. Предлагаем заплатить на месте, в противном случае придется арестовывать имущество.
Водитель даже не пытается возражать. Пять минут – и в его руках квитанция, а информация о погашении долга – в базе данных.
– Почему же не оплатили штраф? Неужели за 30 дней не нашли времени?
– Да не получилось. И потом, если честно, надеялся, что про меня забудут. А заплатить вам – так даже удобнее, – добавил он, – не нужно банк искать и в очередях стоять. За такой сервис и переплатить не жалко.
Переплатить пришлось, но не за "сервис". По закону, если штраф не погашен в срок, к нему плюсуют исполнительный сбор – 7-процентный.
У меня еще вопрос: а если у штрафника с собой не оказалось бы нужной суммы?
– В этом случае накладываем арест на имущество, – отвечает пристав. – Обычно это мобильный телефон или другая ценная вещь. Если в течение десяти дней штраф оплачивают, арестованное имущество возвращаем. Обычно долг гасят за день-два.
Следующий попавший в наши "сети" провинившийся признался, что месяца четыре назад был наказан за превышение скорости, но штраф до сих пор не уплатил. Тоже забыл. Сейчас погасить долг на месте не смог: в кошельке не хватило наличных. Пришлось расстаться с мобильным телефоном.
– Сам виноват, – резюмировал водитель. – Теперь умнее буду!
В следующие два часа инспектор ГАИ время от времени останавливал автомобили, выбирая "жертву" по только ему известным признакам. Водителей пробивали по базе... и отпускали, пожелав счастливого пути. Приставы даже удивились: обычно неплательщиков куда больше.
– Бывает, за день до 20 тысяч рублей удается собрать, – рассказал один из них. – Сегодня значительно меньше, да не беда, мы ведь еще и воспитываем: вряд ли кто-то из тех, кого остановили, не сделает для себя выводы. И другим расскажет.
Так-то оно так, но все же закрались сомнения насчет эффективности акции. Столько отвлекли государственных людей, а "улов" мизерный. Но можно ли ждать большего, если охотиться на должников методом тыка – выдергивая из потока случайные авто...
Тем временем к гаишникам и приставам попал агрессивный товарищ. Когда услышал, что на нем висит неоплаченный штраф в 700 рублей, наотрез отказался платить на месте. Только узнав, что отберут телефон, согласился. Да вот нужной суммы (749 рублей с учетом сбора) не набрал. Вдруг хлопнул себя по лбу, достал бумажник, порылся в нем и извлек... оплаченную квитанцию!
Интересуюсь у пристава: почему в базе его службы не оказалось информации об уплате штрафа?
– Он погасил долг уже после того, как мы направили ему требование. А квитанцию не представил, вот и числится в базе как неплательщик.
Это объяснение – повод вернуться к вышеупомянутому методу тыка. Стоит ли сейчас затевать подобные акции, если в стране нет единой базы данных по нарушениям и нарушителям? Мировой опыт свидетельствует: без нее невозможно внедрить в общественное сознание идею неотвратимости наказания за отступления от правил. До подведения итогов широко разрекламированной программы "Безопасность дорожного движения в 2006–2012 годах", предусматривающей сокращение числа погибших в ДТП в полтора раза, осталось совсем немного. И, говоря о единой базе данных, будем помнить об этом. Ну а пока нет "единого и целого", не станем пренебрегать частным – таким как совместные рейды автоинспекторов и судебных приставов. Об их эффективности свидетельствуют данные, приведенные главным судебным приставом Московской области Владимиром Щепотиным: с начала 2009 года сотрудники его ведомства исполнили почти 67 тысяч производств по неоплаченным штрафам (при этом собрано около 22 миллионов рублей!). Часть из них имеет прямое отношение к профилактике аварий и происшествий на наших дорогах.
 

" title="шаблоны joomla 1.7">шаблоны joomla 1.7

S5 Box

Login



Register

*
*
*
*
*

Fields marked with an asterisk (*) are required.