Tuesday January 16, 2018
PDF
Печать
E-mail
16
О
В пик нынешнего лета по городам прокатились затопления улиц после ливней, машины стояли «по пояс». Бедствие — не стихийное.
Реагенты забили водостоки

Машины стояли «по пояс» в воде

В Благовещенске после обильных осадков подтопило дороги в нескольких районах города. Реками потекли улицы Оренбурга. Километровый участок проспекта Победы в Твери «нырнул» на 30-40 см. Под воду погружались дороги Казани. В Москве после нескольких ливней образовалось 600 «водоемов» общей площадью свыше 150 тыс. м?, их глубина в некоторых местах превышала 1,2 м. Движение было парализовано, больше сотни автомобилей на парковках стояли в воде «по пояс». Таковы данные Межрегионального общественного центра (МОЦ) «За безопасность российских дорог». По масштабу произошедшего, действительно, бедствие.
Обеспокоенный губернатор Приамурья Олег Кожемяко лично инспектировал проблемные участки в столице края и убедился:  в ливневках — засоры, и вантузом их не пробьешь. Их образовали смытые в коммуникации нерастворимые компоненты зимних реагентов. В Благовещенске для обработки дорог зимой в смеси используют гранитный отсев, в Оренбурге — песок, в Москве и Казани, где наводнения нанесли наибольший ущерб, реагент «Бионорд», в котором до 25% — мраморная крошка. (Запомните название — мы вернемся к нему в связи с криминальной историей.)
Эксперты Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» делают безрадостное предупреждение: массы твердых противогололедных материалов в ливневке нарастают.
Реагенты забили водостоки

Можно и поперчить

Между тем ученые, работающие с МОЦ, утверждают, что существуют составы без фрикционов. Это с одной стороны. С другой, нужно и деньги считать. Специалист МОЦ Роман Корнилов разъяснил для читателей «За рулем.РФ», что в некоторые противогололедные реагенты (ПГР) производитель вводит вещество формиат. Теперь парадокс: оно удорожает смесь, тогда как опыты подтвердили, что формиат... никоим образом не влияет на плавление льда и снега.
— Применяемые технологии и материалы — 20-летней давности, — рассказал руководитель МОЦ Дмитрий Леонтьев, — однако муниципальные руководители не спешат применять современные. А потом требуют из бюджета на прочистку, а то и реконструкцию ливневок астрономические суммы. Например, мэр Томска запросил 1,3 млрд рублей.
Прогноз: если ничего не делать, постзимние бедствия летом будут усугубляться — машины накроет водой по самую «макушку».

Шарахания в трендах

Еще в зимний сезон 2010-2011 годов столичные коммунальщики восхищались, как же хороши жидкие реагенты, а пескосоляную смесь называли низкоэффективной и даже опасной. Отказались и от щебенки, которой пять лет кряду обрабатывали тротуары: то и другое забивает водостоки, портит краску на кузовах машин, стирает разметку. На тот сезон закупили 264,6 тыс. тонн жидких ПГР и 83,3 тыс. твердых.
Реагенты забили водостоки

Таблица bfm.ru


Но случилось странное  — появился новый тренд в обработке улиц: меньше жидких ПГР, больше твердых! Уже на следующую зиму власти города закупили  110 тыс. тонн жидких и 116 тыс. тонн твердых. (Вроде бы в сумме меньше, чем годом раньше, но в общий тоннаж нужно включить неиспользованные ранее материалы, лежавшие в хранилищах.)
Это в тоннах, а вот по деньгам… Если при Юрии Лужкове сезонные расходы на закупку реагентов составляли около 1,2 млрд руб., то после него сумма возросла почти в четыре раза. Ответ на вопрос, кто и как «катапультировал» цены, дало следствие.

Откуда деньги растут

Позывы к внезапным коммунально-дорожным переменам лежат отнюдь не в научной или хозяйственной плоскости, а… в финансовой «химии». Вот что сообщал gololedvmoskve.ru о закупках ПМГ для столицы.
В Москве и регионах Контрольно-счетная палата проверила обоснованность закупки в 2011 г. ПГМ «Бионорд» на 4,2 млрд руб., учитывая, что раньше город расходовал на эти цели 1,2 млрд руб.
Инициатором перевода столицы на продукцию «Уральского завода противогололедных материалов» (УЗПМ) (только это предприятие производит «Бионорд») стал глава московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) Антон Кульбачевский. После его прихода в Москву с должности нач. Департамента Росприроднадзора по ЦФО (входит в состав Минприроды) была разработана технология, в соответствии с которой расход ПГМ в городе увеличился со 150 до 350 тыс. тонн, а традиционные ПГМ заменены на вариации «Бионорда».
За закупленный реагент бюджет заплатил по 18,6 тыс. руб. за тонну, при том что его реальную цену эксперты назвали не выше 6 тыс. руб.
Лоббирование продукции УЗПМ для столицы связывают с тем, что одним из собственников УЗПМ является Дмитрий Трутнев, сын экс-начальника Кульбачевского — руководителя Минприроды Юрия Трутнева.
«Бионорд» получил распространение во многих городах. Его закупки производились под угрозами владельцев УЗПМ использовать административный ресурс Минприроды в части проверок соблюдения природоохранного законодательства. Многочисленные случаи вымогательства взяток сотрудниками Минприроды под угрозами экологических штрафов были раскрыты сотрудниками Следственного комитета. Арестованы Людмила Плющ, бывший глава Управления экоконтроля Росприроднадзора, и ее зам Даниил Яковлев.
Реагенты забили водостоки

«Элитные» ? особо дорогие виды реагентов, превратившиеся на дороге в маслянистую жижу, налипали на лобовые стекла автомобилей и при температурах ниже 15 градусов схватывались крепкой  непроницаемой пленкой.


Заместителя Кульбачевского ? Даниила Суханова подозревают в краже из бюджета столицы 204,7 млн руб. В 2001 году во время конкурса на закупку ПГМ все три фирмы-победители предоставили фальшивые гарантии. Директором одной из фирм-гарантов оказался покойник, умерший за четыре года до «подписания» гарантийных документов, руководителем другой числится утерявший документы алкоголик.
Эту криминальную историю не получится воспринять отстраненно ? реагенты нанесли вред очень многим автомобилистам и пешеходам нескольких крупных городов. Вот что в заключении документа:
«О последствиях закупок «Бионорда» сказано в многочисленных жалобах. Оказалось, при низких температурах данный реагент сам превращается в лед, что привело в морозные дни прошедшей зимы к двукратному росту аварийности в Москве (выделено ред.). Население Екатеринбурга, Самары, Челябинска, Зеленограда, Магадана жаловалось, что после применения «Бионорда» происходит ускоренная коррозия деталей машин, на дорогах образуется липкая едкая грязь, которая разъедает обувь, одежду, вызывает аллергические обострения, а также раны на лапах животных. В составе «Бионорда» специалисты обнаружили ядовитые химические отходы и радиоактивный изотоп K40 — калий 40. Дальше, как говорится, уже некуда! Вот только чем будут бороться со льдом этой зимой?
Реагенты забили водостоки

И какого масштаба наводнения ждать следующим летом?

 

" title="шаблоны joomla 1.7">шаблоны joomla 1.7

S5 Box

Login



Register

*
*
*
*
*

Fields marked with an asterisk (*) are required.