Согласно принятому документу наличие действующего талона техосмотра с 1 января становится необходимым условием для заключения договора ОСАГО. Обращаем внимание, что договор ОСАГО не заключается, если до истечения срока действия талона ТО осталось менее 6 месяцев. При этом, если действие талона подходит к концу, а действие ОСАГО еще не закончилось, то ТО автоматически продлевается до окончания действия полиса.
Союз автостраховщиков государство наделило повышенными полномочиями. РСА будет теперь казнить и миловать: ему передаются функции:
- по аккредитации операторов техосмотра
- ведению реестра операторов ТО
- созданию открытого информационного ресурса
- учету бланков талонов ТО и организации обеспечения им операторов
- проверки операторов на основании поступающих от граждан жалоб.
Президент РСА Павел Бунин отметил, что у Союза уже накоплен определенный опыт в деле выявления нарушений, допущенных страховыми компаниями. В Союз приходит много жалоб на страховщиков от автовладельцев. Как правило, 80% из них подтверждаются. В РСА не сомневаются, что точно так же будет работать и обратная связь с клиентами операторов техосмотра. Кроме того, планируется проводить и выездные проверки.
БОЛЬШЕ ОПЕРАТОРОВ - ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
Согласно принятому 01.07.2011 Федеральному закону о техническом осмотре транспортных средств функции по проведению ТО передаются от МВД РФ юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующую аккредитацию.
Опасения, что на ПИКах появятся гигантские очереди из-за того, что все те, кто ранее «покупал» техосмотр, будут вынуждены проходить его легально, вряд ли подтвердятся. Дело в том, что в полку операторов ожидается существенное пополнение. Например, теперь техосмотр можно будет проходить, как говорится, не отходя от кассы: прямо в дилерских центрах. Эксперт Российской ассоциации дилеров Андрей Дя отмечает, что, хотя дилерским центрам услуга особой прибыли не принесет, так как для них она на грани рентабельности, тем не менее они будут оказывать ее с удовольствием, потому что тем самым смогут повысить лояльность клиентов и привлечь их к профильным услугам. И хотя обязывать дилеров проводить техосмотры никто не собирается, в ассоциации дилеров уверены, что большая часть из них аккредитацию в РСА запросят. Тем более что «оформить отношения» им проще, чем кому бы то ни было: персонал обучен, оборудование в сервисных центрах самое современное, перечень его практически полностью соответствует требуемому для проведения ТО.
Можно ли будет сэкономить у дилера, пройдя сначала плановое техобслуживание, большинство операций которого дублируется процедурой техосмотра? Нет, сэкономить не получится: техобслуживание и техосмотр будут проводить разные подразделения и люди. Специалист, который расписывается за прохождение ТО, отвечает за это перед страховой компанией, поэтому в исправности автомобиля должен убедиться лично, иначе рискует потерять в деньгах. Но об этом чуть ниже.
Нужно понимать, что техосмотр из госуслуги превращается в коммерческую, отмечает вице-президент РСА Светлана Никитина. И если раньше автовладельцы сами искали пункты ТО, то теперь операторы вынуждены будут себя рекламировать, потому что от наполняемости ПИКов напрямую станет зависеть их прибыль. Полный перечень допущенных к процедуре ТО операторов опубликуют на сайте РСА, а проходить техосмотр можно будет на любом аккредитованном ПТО на всей территории России.
ПРОЦЕДУРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Согласно новому закону установлена следующая периодичность прохождения ТО для наиболее распространенных видов транспортных средств:
- для автомобилей до 3 лет — не требуется проведение техосмотра
- для автомобилей от 3 до 7 лет — один раз в два года
- для автомобилей старше 7 лет — каждый год.
Для прохождения ТО потребуются следующие документы:
- удостоверение личности и доверенность (для представителя владельца транспортного средства);
- свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
В компетенции ГИБДД остается только ведение электронной информационной базы по техосмотру — АИС ТО. Вообще, информационных баз будет две: АИС МВД и АИС РСА. Последняя должна обеспечить связь страховых компаний и МВД.
Пока неясно, каким образом оператор будет нести равную ответственность при том, что один водитель наезжает за год 5 тыс. км, а другой больше 100 тыс. км. Да и повредить транспортное средство автолюбитель может, лишь выехав за ворота ПИКа. Увы, «черные ящики» для авто пока не практикуются, хотя гендиректор научно-исследовательского института автомобильного транспорта Виталий Комаров не сомневается, что со временем это непременно произойдет. Тогда было бы несложно запрограммировать устройство таким образом, чтобы оно через определенный пробег давало направление на прохождение техосмотра. Но пока технические возможности этого не позволяют, приходится ориентироваться не на пробег транспортного средства, а на период эксплуатации. В связи с этим эксперт еще раз напоминает, что ответственности за состояние ТС с автовладельца никто не снимал. И безопасность на дороге зависит, прежде всего, от его своевременной заботы о своем автомобиле.