Печать
18
О

Юбилейное, 60-е Ралли Финляндии удалось на славу! Рекордные в этом сезоне 102 экипажа (54 из которых – финские!), огромное число болельщиков, невероятная атмосфера, сумасшедшие скорости на гравийных дорожках и даже погода, в дни ралли сменившая знойный гнев на прохладную милость, – вот все слагаемые замечательного зрелища. Жалеть пришлось только об одном – эта гонка, будучи сама по себе весьма интересной, окончательно убила интригу в чемпионате.


Впрочем, поначалу всё шло ожидаемо. Если после первого «зрительского» спецучастка (организаторы впустили раллистов на горнолыжный склон!) в лидерах воцарился Петтер Солберг, то уже в пятницу о своих претензиях заявил действующий победитель Ралли Финляндии – Микко Хирвонен. После третьего СУ финн «вёз» норвежцу уже 5 секунд.


Но стоило местным болельщикам немного успокоиться и поверить в благополучный исход гонки, как с СУ4 пришли тревожные известия – Хирвонен сошёл. Да как сошёл – неудачное приземление с трамплина и «крыша» в пять оборотов! К счастью, экипаж не пострадал, но о дальнейшем участии можно было даже не думать. Двухдневный формат ралли (вместо 3 дней в прошлом году) не способствовал возвращению по системе SupeRally – слишком много «допов» пропускал Микко. Да и выпускать там было нечего – Ford Focus RS WRC получил фатальные повреждения.


Так что остаток гонки Хирвонен провёл в своём родном городе Ювяскюла, вокруг которого все 60 лет и проходит финский этап. А ведь на следующий день Микко исполнялось 30 лет. Такой вот «подарочек» на юбилей. Причём, по признанию Хирвонена, этот злополучный трамплин – одно из его излюбленных мест на всей дистанции ралли. И хотя Микко после финиша гонки подошёл поздравить Юху Канккунена, четырёхкратного чемпиона мира, на одну гонку вернувшегося в большой спорт, на его лице особой радости не наблюдалось.


Упавшее знамя лидера подхватил Петтер Солберг, но уже после СУ7 «Мистер Голливуд» отдал его напарнику Хирвонена – Яри-Матти Латвале. На плечи молодого финна легла непростая задача – попытаться выиграть перед домашней публикой. Учитывая горячность Латвалы и множество его прошлогодних ошибок, предсказать итог ралли не мог никто.


Но в целом для болельщиков пятница прошла позитивно. Юха Канккунен на Фокусе RS WRC образца 2008 года держался седьмым в «абсолюте» и опережал Кими Райкконена! Кроме того, десятку замыкали Юха Хяннинен и Матти Рантанен – оба на Skoda Fabia S2000. И лишь Юха Сало сошёл, лидируя на тот момент в P-WRC. Все они – уроженцы Финляндии.


Ночью прошла мощная гроза, а местами даже самый настоящий ураган, вывернувший с корнем немало деревьев. Столбик термометра упал на 10 градусов (до вполне комфортных 27), что после московской жары стало хорошим подарком. О дожде молил накануне и Латвала – в этом случае он бы не терял много времени, расчищая трассу. Всё-таки 9 секунд – не такое большое преимущество, да и пара Себастьенов (Ожье и Лёб) на Ситроенах держалась неподалёку.


Французы в финальный день бросились в атаку. Но «сожрали» они не Латвалу, а Петтера Солберга. В результате норвежец, который грозился побороться за победу, оказался и вовсе на четвёртом месте. Поговаривают, что Солберг намеренно сбросил скорость, чтобы пропустить вперёд заводские экипажи, ведь он также выступает на Ситроене С4 WRC и наверняка был бы не прочь получить дополнительную поддержку. Однако смутно верится, что чемпион мира 2003 года способен играть в командную тактику.


Так что лидерство Латвала сохранил до самого финиша, чем несказанно порадовал Малькольма Уилсона, шефа M-Sport и руководителя раллийной команды Ford. Но больше всего ликовали болельщики – для Яри-Матти эта победа стала дебютной на родной земле и четвёртой в его карьере. Радовался и Себастьен Ожье, который на этом этапе впервые выступал за заводскую команду Citroen, – он поменялся местами с Дани Сордо (испанец доехал до финиша пятым). Более того, Ожье смог опередить даже титулованного напарника Себастьена Лёба! Так что в будущее «мини-Себ» смотрит с оптимизмом и не преминул заметить, что в следующем году хотел бы присоединиться к небольшому числу «нескандинавских» победителей Ралли Финляндии.


В очередной раз стабильной, но не самой быстрой ездой отметился сын Малькольма Уилсона – Мэттью Уилсон. Шестое место почти в шести минутах отставания – не самый лучший результат для завсегдатая WRC. Более того, британца едва не обошёл Мадс Остберг. Норвежца подвёл прокол колеса в первый день, в результате он откатился с седьмого аж на двадцать четвёртое место. Но Остберг не опустил руки и атаковал изо всех сил. И в итоге почти достал Уилсона – не хватило лишь семи секунд!


Юха Канккунен провёл прекрасную гонку и практически не ошибался – восьмое место в современной WRC для 51-летнего ветерана дорогого стоит. Оставшиеся две позиции в очковой зоне поделили Юхо Хяннинен и Пер-Гуннар Андерссон. Причём Хяннинен в данный момент лидирует в серии IRC и уже в эти выходные представляет интересы Шкоды в Ралли Мадейра.


В зачёте P-WRC после схода Юхи Сало победа уплыла в руки эстонца Отта Тянака, которого уже называют не иначе как восходящей раллийной звездой. С этим трудно не согласиться – Тянак «привёз» финишировавшему вторым в P-WRC финну Юкке Кетомяки полторы минуты!


Переднеприводной техники на Ралли Финляндии было мало – тяжело им на гравийном покрытии, разрытом почти восемью десятками полноприводных машин. Но и среди них победу у местных пилотов отобрал швед Виктор Хенрикссон (Ford Fiesta R2), который на полминуты опередил финна Юсси Кумпумяки на аналогичном автомобиле.


Единственный российский экипаж (Радик Шаймиев и Максим Цветков) до финиша не добрался – подвели механические проблемы на их Peugeot 207 S2000. С поломкой мотора остановилась и Subaru Патрика Флодина команды Успенский Ралли Техника. А ведь на тот момент Флодин шёл вторым в группе P-WRC!


Что до ситуации в чемпионате, то Ford, конечно, смог забить гол престижа на одном из немногих оставшихся в календаре гравийном этапе. Более того, эта победа вывела Латвалу в лидеры команды, а Хирвонен пропустил вперёд в таблице ещё и Петтера Солберга. О чемпионском титуле в этом году они едва ли уже задумываются. Впереди пять этапов, и три из них пройдут на асфальте. Кто сможет объехать Себастьена Лёба в Германии, Франции или Испании?

Результаты Ралли Финляндии - 2010 (первые 10 пилотов):

Позиция Экипаж Автомобиль Время
1 Яри-Матти Латвала/Микка Анттила
Ford Focus RS WRC 09 2:31:29,6
2 Себастьен Ожье/Жюльен Инграссиа
Citroen C4 WRC +10,1
3 Себастьен Лёб/Даниэль Элена
Citroen C4 WRC +26,0
4 Петтер Солберг/Крис Паттерсон
Citroen C4 WRC
+30,7
5 Дани Сордо/Марк Марти
Citroen C4 WRC
+1:45,0
6 Мэттью Уилсон/Скотт Мартин
Ford Focus RS WRC 08 +5.43,7
7 Мадс Остберг/Йонас Андерссон
Subaru Impreza WRC 08
+5.50,8
8 Юха Канккунен/Юха Репо
Ford Focus RS WRC 08
+7.49,0
9 Юхо Хяннинен/Микко Марккула
Skoda Fabia S2000
+9.05,0
10 Пер-Гуннар Андерссон/Андрес Фредрикссон
Skoda Fabia S2000
+10.15,7
Положение в чемпионате (личный зачёт, первые 10 пилотов)
Позиция Пилот Очки
1 Себастьен Лёб 166
2 Себастьен Ожье 118
3 Яри-Матти Латвала
105
4 Петтер Солберг
90
5 Микко Хирвонен
86
6 Дани Сордо
77
7 Мэттью Уилсон
48
8 Федерико Виллагра 26
9 Хеннинг Солберг
25
10 Мадс Остберг
16
Положение в чемпионате (командный зачёт)
Позиция Команда Очки
1 Citroen Total World Rally Team 265
2 BP Ford Abu Dhabi World Rally Team 210
3 Citroen Junior Team
145
4 Stobart M-Sport Ford Rally Team 108
5 Munchi's Ford World Rally Team 40


Не секрет, что на Ралли Финляндии ездит немало российских поклонников WRC. Решили воспользоваться территориальным преимуществом и мы, поехав в Суоми на Ford Kuga со 163-сильным дизелем и новой роботизированной коробкой Powershift. Дорога из Санкт-Петербурга оказалась достаточно комфортной, да и времени на границе мы много не потеряли. В итоге 500-километровый путь в спокойном режиме мы преодолели за 7 часов, потратив половину бака. Подробный отчёт о новинке будет опубликован в рубрике Тест-драйвы Авто@Mail.Ru.

Вадим Гагарин
Фото автора