Friday April 19, 2024
PDF
Печать
E-mail
31
О

«Вам лучше справа сесть», – говорит механик команды «КАМАЗ-Мастер», смерив меня взглядом с головы до ног. Да, при росте в 193 см в гоночном автомобиле особо не «разгуляешься». Неужели даже раллийный грузовик – не исключение? Обозреватель Kuen.Ru прокатился в «боевом» КАМАЗе и делится впечатлениями от поездки.

Если не знать, что это за дорога и чем она знаменита, – скорее всего, проедешь мимо, не обратив на нее ровным счетом никакого внимания. Слева лес, справа – ветка одноколейной железной дороги, за «железкой» – трасса М-7 «Волга». Обычная грунтовка местного значения – из тех, по которым ездят лесоохрана да егеря.

Между тем именно здесь, на этой самой лесной дорожке в окрестностях Набережных Челнов, на противоположном от города берегу Камы, команда «КАМАЗ-Мастер» занимается настройкой подвески дакаровских грузовиков. И именно по ней нас, группу московских и питерских журналистов, обещали прокатить на самом что ни на есть «боевом» КАМАЗе!

 

КАМАЗ 4326

Прямо из аэропорта Нижнекамска едем на полигон, причем последнюю часть пути преодолеваем по той самой «тестовой трассе» на принадлежащих камазовской заводской команде пикапах Mitsubishi L200, участвовавших в прокладке маршрута ралли «Шелковый путь».

Сразу становится понятно, почему именно здесь испытывают знаменитые грузовики. На этой коротенькой и не очень извилистой дорожке собраны, кажется, все мыслимые виды неровностей: рытвины, колеи, «гребенка» (она же «стиральная доска»), небольшие естественные трамплины (раллисты называют их «подбросами»), ближе к берегу Камы есть участок с глубоким и рыхлым песком.

* * *

Трясет в командном L200 просто нещадно! Хотя автомобиль – в общем-то, «гражданский», если не считать вваренного в него каркаса безопасности. Каково же здесь в «боевом» КАМАЗе, не склонном к излишней толерантности по отношению к седокам? Проверим!..

Вид на Набережные Челны с полигона команды "КАМАЗ-Мастер"

 

 

На заднем плане - река Кама и город Набережные Челны. Там же, на противоположном берегу, - Камский автозавод и спортивная база команды "КАМАЗ-Мастер", где строят дакаровские "боевые" грузовики.

Вместе с одним из коллег проходим в «штабном» КАМАЗе 635050 краткий инструктаж, надеваем шлемы. Тем временем заканчивается очередной заезд – мы следующие.

Чтобы попасть в «кокпит», нужна если не гимнастическая гибкость, то, по крайней мере, изрядная сноровка. Кабина – высоко (сиденья где-то на уровне моей головы), а лишних подножек нет.

Хватаюсь за мощную трубу каркаса безопасности. Левой ногой опираюсь на колесную гайку, правой – на штатную подножку. Потом переношу левую на верхнюю подножку, что на крыле. Вот теперь можно забираться внутрь, причем сначала надо втянуть голову и плечи, а вслед за ними – ноги. В кабине же – весьма просторно: практически, как в обычном КАМАЗе. Никакого ощущения клаустрофобии не возникает.

КАМАЗ 4326

КАМАЗ 4326. ИнтерьерКАМАЗ 4326

 

 

Чтобы забраться в кабину гоночного КАМАЗа требуется определенная сноровка - с непривычки трудно протискиваться между трубами каркаса безопасности. Зато внутри - не теснее, чем в обычном КАМАЗе.

Наконец, механик пристегивает меня гоночными пятиточечными ремнями безопасности и подключает мой шлем к переговорному устройству. Захлопывается дверь, и в кровь уже начинает поступать адреналин. Я – в «боевом» КАМАЗе! А за рулем – Андрей Каргинов: камазовский гонщик, финишировавший в этом году четвертым на первом же в своей карьере пилота «Дакаре». Все-таки реклама не врет: иногда мечты действительно сбываются!..

* * *

Зная, что сейчас нам предстоит хорошая «встряска», обеими руками берусь за поручень на передней панели, ногами упираюсь в металлическую накладку на полу перед собой.

– Готовы? – спрашивает нас с устроившимся на штурманском кресле коллегой Каргинов и, получив, естественно, утвердительный ответ, подобно пилоту авиалайнера, запрашивает по рации разрешение на взлет… То есть старт.

Разворачиваясь в сторону трассы, проезжаем глубокие поперечные колеи, и, хотя идем «самым малым вперед», КАМАЗ преодолевает их жестко, ощутимо содрогаясь всем кузовом. Видимо, дает понять двум сидящим в кабине новичкам, что расслабиться не получится.

Выруливаем к месту старта. Поехали!..

Под басовитый рокот отечественной V-образной дизельной «восьмерки» дакаровский «грузовой болид» бросается вперед так, будто в нем и нет никаких 9,5 тонн снаряженной массы! Под колесами – рыхлый песок, а в спинку кресла вдавливает, как в спортивной легковушке!

КАМАЗ 4326

Чуть свыкся с ощущением нереальности происходящего (ну не может грузовик так «поливать» по тому, что и дорогой-то можно назвать лишь с натяжкой!), как мы уже выезжаем на извилистый песчаный участок. Буквально влетаем в связку поворотов, попадаем в колею. Грузовик жестко переставляет в сторону, потом обратно. итальянская сантехника Боковые нагрузки такие, что, сидя в плотно обхватывающем тело гоночном «ковше», прямо-таки бьешься о валики боковой поддержки.

В следующей связке ко всему этому добавляется еще и небольшой трамплин. Ой, мама!.. Руки сами собой сжимают поручень, ноги еще сильней упираются в пол. Подброс! КАМАЗ отрывается от трассы всеми четырьмя колесами и, едва он приземляется, Каргинов «бросает» его в следующий поворот.

А приземление-то – нисколько не жесткое! Мощные сдвоенные амортизаторы толщиной с запястье подростка, 14- и 10-листовые рессоры (соответственно, спереди и сзади) гасят энергию недюжинного удара в зародыше.

Наконец, извилистая часть трассы заканчивается и дизельный V8 (раньше он развивал 830 л. с., но в последние годы камазовцам пришлось слегка «задушить» его, чтобы вписаться в требования регламента по токсичности выхлопа) начинает петь во весь голос – красивый бархатистый бас, без каких-либо надрывных ноток.

Выезжаем на ту самую грунтовку, проходящую вдоль трассы «Волга», и мозг снова отказывается верить глазам: едем-то мы почти с той же скоростью, что и грузовики, идущие по шоссе! (А в Набережных Челнах и окрестностях, надо сказать, водители не стесняются как следует придавить педаль газа).

КАМАЗ 4326

Где-то от покрытия отрываются только передние колеса, где-то – все четыре, но приземляется грузовик исключительно упруго. Даже мягко. Недаром на «Дакаре» еще в середине 90-х наши КАМАЗы прозвали «летающими грузовиками». По крайней мере, современный 4326 преодолевает трамплины с легкостью кроссового мотоцикла!

* * *

Чего КАМАЗ не любит (а вместе с ним – и седоки, особенно если они – люди неподготовленные, как мы с коллегой), так это «гребенку». Избитое выражение «вытряхивает душу» не передает и сотой доли ощущений, которые испытываешь в гоночном КАМАЗе, на полном ходу влетающем на покрытие типа «стиральная доска».

Тем временем, трасса заканчивается.

– Как ощущения? – спрашивает нас с коллегой Каргинов, разворачивая машину.

– Кайф! – отвечаем в один голос, не задумываясь ни на секунду.

– А самочувствие как?

Услышав в ответ, что с самочувствием – полный порядок, Андрей, видимо, решил провезти нас в обратно в режиме, более приближенном к «боевому». И на той же самой «гребенке», где только что трясло жестковато, но терпимо, КАМАЗ превратился в такой шейкер, что мозг окончательно отказался обрабатывать зрительную информацию.

«Картинка» перед глазами слилась в сплошное бесформенное пятно, как в дрожащей в руках неопытного оператора видеокамере. В голове мелькнуло крепкое русское словцо, литературным синонимом которого с большой натяжкой можно считать никулинское «Черт побери!» С трудом «проморгался» на относительно ровном участке.

– Как же штурманы умудряются при всем при этом еще и легенду на ходу читать? – спрашиваю у Каргинова, когда наш короткий заезд подошел к концу.

– Штурману проще: в середине меньше трясет, – усмехнулся Андрей. – Ну, а потом, человек – такое существо… Ко всему привыкает…

КАМАЗ 4326Андрей Каргинов, пилот "КАМАЗ-Мастер"

Интересно, сколько лет упорных тренировок нужно, чтобы не только привыкнуть к особенностям езды на гоночном грузовике, но и сделать ее своей профессией? И что написал бы о гонщиках из челнинской команды автор патетической «Баллады о гвоздях», если бы проехал в «боевом» КАМАЗе? Его знаменитое «Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей» - явно слабоватая метафора…

Но человек – и впрямь странное существо. Первой моей мыслью, едва я вышел из кабины КАМАЗа, было «Хочу еще!» Еще раз прохватить камазовскими асами по всем этим пескам, «гребенкам» и подбросам и испытать эти ощущения снова.

Теперь я, кажется, понимаю, зачем люди снова и снова поднимаются на Эверест, отправляются в кругосветку под парусом или из года в год ездят на «Дакар» на гоночном КАМАЗе. Отнюдь не только ради того, чтобы испытать себя – на это еще и «подсаживаешься», буквально как на наркотик! И «слезать» с этой «иглы» абсолютно не хочется. Да и нужно ли?..

КАМАЗ 4326

КАМАЗ 4326. Краткие технические характеристики

 

 

Длина, мм

7 320

Высота, мм

3 230

Снаряженная масса, кг

9 500

Модель и тип двигателя

ЯМЗ-8463.10-07, дизельный с турбонаддувом

Число и расположение цилиндров

8, V-образно

Рабочий объём, л

18,47

Макс. крутящий момент, Нм/об/мин

2 700/1 600

Коробка передач

ZF16S-251, 16-ступенчатая

Раздаточная коробка

Steyr VC2000/300, с блокировкой межосевого дифференциала

Подвеска

рессорная (спереди 14 листов, сзади - 10), с 4-мя амортизаторами

Тормоза

барабанные

Максимальная скорость, км/ч

165

 

" title="шаблоны joomla 1.7">шаблоны joomla 1.7

S5 Box

Login



Register

*
*
*
*
*

Fields marked with an asterisk (*) are required.